Очерк истории греческой философии

Анаксимен

История философии
Философия. Эстетика. Смех
Лекции по средневековой философии. Выпуск 1. Средневековая христианская философия Запада
История средневековой еврейской философии
Трансформация философии
Анаксимен, также уроженец Милета, слывёт у позднейших писателей учеником Анаксимандра, влияние которого явственно сказывается на нем. Время его жизни приходится, согласно Аполлодору, на период между 585/4 и 525/4 до P. X. Из его сочинения, написанного ионийской прозой, сохранился лишь небольшой отрывок.

В своей физической теории Анаксимен уклоняется от Анаксимандра в том отношении, что в качестве первоначала он признает не безграничное вещество без какого-либо определения, подобно Анаксимандру, а, вместе с Фалесом, — качественно определённое вещество; но, с другой стороны, он примыкает к Анаксимандру в том отношении, что выбирает такое вещество, которое, по-видимому, обладает существенными свойствами Анаксимандрова первоначала, именно безграничностью и непрерывным движением.

То и другое присуще воздуху. Он не только простирается в беспредельность, но вместе с тем находится в постоянном движении и изменении и является (согласно древнему представлению, по которому душа совпадает с дыханием) основой всей жизни и всякого движения в живых существах. «Как воздух, в качестве нашей души, держит нас, так веющее дыхание и воздух объемлет весь мир» (Anax. у Aet. I, 3. 4 [Doxogr. 278]).

В силу своего безначального и бесконечного движения воздух претерпевает изменение, которое бывает двояким: разрежением или размягчением и сгущением или уплотнением. Первое есть вместе с тем нагревание, последнее — охлаждение. Через разрежение воздух становится огнём, через сгущение — ветром, далее тучами, водой, землёй, камнями; эту мысль Анаксимен, вероятно, ближайшим образом извлёк из наблюдения атмосферных процессов и осадков.

При возникновении мира сперва образовалась Земля, которую Анаксимен представлял себе плоской, наподобие диска, и потому висящей в воздухе; поднимающиеся от неё испарения, разрежаясь, становятся огнём; части этого огня, сжатые воздухом, суть звезды; имея форму, подобную Земле, звезды (если только здесь не имеются в виду планеты), витая в воздухе, вращаются вокруг Земли боковым движением, подобно шляпе, которую вертишь вокруг головы.

Вместе с Анаксимандром и Анаксимен, согласно достоверному преданию, принимал смену миротворения и мироразрушения.