Очерк истории греческой философии

Платоники первых веков после P. X.

Трансформация философии
Крест Тайцзы (Спас Человечества). Том 1. Натурфилософия
Физика и философия подобия от преонов до метагалактик
Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека
Введение в классическую философию
Главным местопребыванием эклектизма продолжала по-прежнему быть платоновская школа. Её наиболее известные члены из первых двух веков нашей эры суть: египтянин Аммоний, который преподавал в Афинах около 60–70 гг. после P. X.; его ученик Плутарх из Херонеи, известный философ и биограф, жизнь которого приходится, по-видимому, приблизительно между 48 и 125 гг. после P. X.; Гай, Кальвисий Тавр (ученик Плутарха), Те он из Смирны, которые преподавали при Адриане и Антонине Пии; Альбин, ученик Гая, которого Гален слушал около 152 года в Смирне, и его современники Нигрин, Максим из Тира и Апулей из Мадавры; Аттик, который так же, как Нумений, Кроний, известный противник христианства Цельс и вероятно также Север, принадлежит к эпохе правления Марка Аврелия; в общении с этим императором жил ученик Аттика Гарпократион.

Часть этих платоников протестовала против смешения подлинного платонизма с чужеродными элементами; и борьбе с этими примесями должно было содействовать то обстоятельство, что и академики со времени Плутарха, а может быть и ранее, по примеру перипатетиков с усиленным вниманием стали изучать сочинения своего основателя. Так, Тавр писал не только против стоиков, но также и о различии между платоновским и аристотелевским учением, а Аттик был страстным противником Аристотеля. Но тем не менее, тот же Тавр отрицал возникновение мира во времени; и если Аттик в этом пункте, как и в остальных, возражал Аристотелю, то он, с другой стороны, сближался со стоиками в своём утверждении самодовлеющего значения добродетели и в своём односторонне практическом понимании философии.

Но большинство академиков продолжало следовать эклектическому направлению Антиоха; но только к этому эклектизму все более примешивались те неопифагорейские умозрения, которые встретятся нам у Плутарха, Максима, Апулея, Нумения, Цельса и других. Образец эклектизма школы представляет, наряду с вышеназванными лицами, в особенности Альбин, написавший очерк учения Платона, который представляет замечательное смешение платоновских, перипатетических и стоических теорий. Но Альбин при этом только следовал своему учителю Гаю. По тому же пути, насколько нам известно, идёт и Север, и, таким образом, нельзя сомневаться в преобладании этого образа мыслей в платоновской школе.