Первый, кто называл себя софистом и публично выступал в качестве учителя добродетели, был, согласно Платону) — Протагориз Абдер. Родившись, по Аполлодору, 484/480 до P. X., вероятно, в конце этой Олимпиады, около 480 года — он, странствуя по всей Элладе, в течение сорока лет с блестящим успехом отдавался своей учебной деятельности, неоднократно бывал в Афинах, где его ценил и Перикл; но под конец он был здесь обвинён в атеизме, должен был покинуть Афины и утонул на 70-ом году во время путешествия на Сицилию.
Из его произведений сохранились лишь немногие отрывки. Одновременно с ним развивал педагогическую деятельность леонтинец Горгий (родившийся, по предположительному расчёту Аполлодора, в 484/483 году до P. X.) — сначала на Сицилии, с 427 года также в Афинах и других среднегреческих городах; позднее он поселился в фессалийской Лариссе, где, по Аполлодору, умер в возрасте 109 лет. Своё преподавание он в позднейшие годы ограничивал риторикой; однако нам известны также его этические наставления и скептические сображения, которым он (вероятно, в юношескую пору) посвятил особую работу; но и с Эмпедоклом он некоторое время стоял в связи и не только подражал ему как оратору, но и, по-видимому, воспринял его физику.
Немного моложе Протагора и Горгия два современника Сократа: Про дик с острова Кеос, который пользовался большой славой в близлежащих Афинах, и Гиппий из Элиды, которого упрекают в том, что в своих лекциях и сочинениях он с чванливой поверхностью выставлял напоказ свои математические, физические, исторические и технические знания; по-видимому, одновременно с ними жил упоминаемый Демокритом (согласно Sext. Em p. Mathem. VII, 53) Ксениад из Коринфа.
Из остальных софистов более известны: Фрасимах из Халкедона, прославившийся как оратор; характер его Платон обрисовал в неблагоприятных чертах; братья Евтидем и Дионисиодор, комические герои Платонова диалога «Евтидем»; ритор, учитель добродетели и поэт Евен из Пароса; одновременно с ними Антифонт и риторы из школы Горгия: Пол, Ликофрон, Алкидамант, Протарх, Критий, вождь «тридцати», а также и Калликл Платонова диалога «Горгий» (о последнем, впрочем, не установлено, был ли он вообще историческим лицом) были не софистами в техническом смысле, а учениками софистов.