Аристотель, исходя из основных положений сократо-платоновской философии, создал логику как самостоятельную науку. Он называет её аналитикой, то есть руководством к искусству исследования, и трактует её как научную методологию. Научное познание в тесном смысле слова состоит, по его мнению, в выведении частного из общего, обусловленного из его причин. Но развитие знания во времени идёт обратным путём.
Если душа в своей мыслящей природе имеет способность ко всякому знанию, то есть потенциально содержит в себе все знание, то всё же она лишь постепенно доходит до действительного знания. То, что само по себе более известно и достоверно, не является таковым для нас; мы должны извлекать общие понятия из отдельных наблюдений, постепенно восходить от восприятия через воспоминание к опыту, от опыта к знанию; и в силу этого значения опыта для знания Аристотель решительно защищает истинность чувственного восприятия; он полагает, что чувства, как таковые, никогда нас не обманывают, и что все заблуждения проистекают лишь из ложного сочетания и связывания их данных.
Поэтому аристотелевская логика (во второй аналитике) наряду с доказательством рассматривает и индукцию; но тому и другому она предпосылает (в первой аналитике) учение об умозаключении как их общей форме; лишь в связи с учением об умозаключении Аристотель обсуждает понятие и суждение.
Умозаключение есть «высказывание, в котором из известных допущений вытекает нечто новое». Эти допущения выражают в посылках, то есть в предложениях (то и другое Аристотель выражает термином что, предложение же состоит из утвердительного или отрицательного высказывания и, следовательно, составлено из двух понятий — подлежащего и сказуемого (связка причисляется ещё к сказуемому). Но более подробно Аристотель обсуждает понятия лишь по поводу учения об определении понятий и в связи со своими метафизическими исследованиями.
Говоря о предложениях или суждениях, он имеет в виду только категорические суждения, которые он делит — пользуясь современной терминологией — по качеству на утвердительные и отрицательные, по количеству — на общие, частные и неопределённые (в сочинении — на общие, частные и единичные), по модальности — на высказывания о бытии, о необходимом бытии и о только возможном бытии. Он различает далее два рода противолежания — противоречащее и противоположное.
Он показывает, какие суждения обратимы непосредственно, и какие — только с переменой количества. Он замечает, наконец, что лишь из сочетания понятий в суждения возникает противоположность между истинным и ложным. Но главное содержание этой части его логики образует учение об умозаключении. Аристотель впервые открыл в умозаключении основную форму, в которой движется все развитие мысли, и первый дал его название. Его силлогистика, изложенная в первой аналитике, разделяет категорические умозаключения на три фигуры, из которых вторая и третья черпают доказательную силу в сведения к первой, и исчерпывающе развивает теорию этих умозаключений; условных и разделительных умозаключений он не касается.
Из умозаключений составляют доказательства. Задача всякого доказательства есть то выведение обусловленного из его оснований, в котором состоит знание, как таковое. Поэтому предпосылками доказательства должны быть необходимые и общеобязательные положения; и законченное доказательство (законченная наука) имеется лишь там, где подлежащее доказательству положение выведено из его высших предпосылок с помощью всех промежуточных звеньев. Но такое выведение было бы невозможно, если бы предпосылки, из которых оно исходит, в свою очередь должны были бы быть выведены, и так далее до бесконечности, или если бы между этими предпосылками и тем, что из них должно быть выведено, лежало бы бесконечное число промежуточных звеньев.
Поэтому всякое опосредствованное знание предполагает знание непосредственное, которое при ближайшем рассмотрении оказывается двояким. С одной стороны, наиболее общие принципы, из которых исходит доказательство, и с другой стороны, факты, к которым применяются эти принципы, должны быть нам известны без доказательства; и если факты мы непосредственно познаем через восприятие, то по аналогии с этим Аристотель полагает, что в разуме мы имеем способность непосредственного, интуитивного и потому свободного от заблуждений познания высших принципов. Аристотель не исследовал, имеют ли эти принципы только формальный характер или с помощью их познаются понятия с определённым содержанием (вроде понятия Божества); в качестве высшего и наиболее достоверного принципа нашего мышления он устанавливает закон противоречия, для которого он даёт ряд различных, но по существу совпадающих между собой формул, выражающих и логическую, и метафизическую сторону этого закона.
Но чтобы и эти убеждения не были лишены научного обоснования, в них место доказательства занимает индукция, которая доводит нас до общего положения тем, что показывает фактическое действие его во всех подчинённых ей единичных случаях. Однако Аристотель не скрывает от себя, что полное наблюдение всего единичного невозможно. Он поэтому старается упростить индуктивный процесс и находит, по примеру Сократа, выход в том, что в основу индукции полагает допущения, относительно которых число или авторитет их защитников внушает вероятность, что они вытекли из действительного опыта, и затем, с помощью диалектического сравнения и проверки этих допущений пытается достигнуть правильных определений.
Этот приём он употреблял с редким мастерством и осторожностью, в особенности в «апориях» («затруднениях»), с рассмотрения которых он обычно начинает всякое своё исследование; и если его наблюдения нередко лишены точности и полноты, а его пользования чужими указаниями — той критичности, которой мы привыкли требовать в настоящее время, то все же и в этом отношении он дал все, что по справедливости можно было ожидать при тогдашнем состоянии научного исследования и вспомогательных средств к нему.
Отчасти на доказательстве, отчасти на непосредственном знании, уяснённом через индукцию, покоится определение понятий. Если все наши понятия обозначают нечто общее, всегда и с необходимостью присущее вещам известного класса, то понятие в более узком смысле, в котором оно есть предмет определения, обозначает сущность вещей, их форму, независимую от материи, то, что делает вещи таковыми, каковы они суть. Если такое понятие выражает то, что общее многим, различным по виду вещам, то оно есть родовое понятие). Если к роду присоединяется видообразующее отличие, то возникает вид; если вид точнее определяется дальнейшими отличительными признаками и этот процесс продолжается как можно далее, то мы получаем низшие видовые понятия, которые в свою очередь распадаются уже не на виды, а на единичные предметы, и эти низшие понятия выражают сущность каждой вещи.
Поэтому определение понятия должно содержать признаки, посредством которых его предмет выводится из родового понятия, не только сполна, но и в надлежащем порядке, соответствующем постепенному переходу от общего к частному: существенным вспомогательным средством при определении понятий является исчерпывающее и логически развивающееся деление. Что подчинено одному и тому же родовому понятию, то тождественно по роду, а что подчинено одному и тому же видовому понятию, тождественно по виду; что далее всего отстоит друг от друга в пределах одного рода, образует противную (контрарную) противоположность, тогда как два понятия стоят между собой в отношении противоречащей противоположности, когда одно из них есть простое отрицание другого (А—не-А)). (Что эта противоположность может иметь место только между суждениями, а не между раздельными понятиями, — это Аристотель упустил из виду, вероятно, потому, что он ещё не уразумел связки, как самостоятельной составной части суждения, наряду с подлежащим и сказуемым).
К этим родам противоположности Аристотель присоединяет ещё противоположность между соотносительными понятиями и противоположность между обладанием и лишением.
Все наши понятия подходят под один или несколько «главных родов высказывания» или категорий, обозначающих различные точки зрения, с которых можно рассматривать вещи, тогда как сами они не подчинены какому-либо высшему понятию, которое было бы в отношении их общим родовым понятием. Аристотель насчитывает десять таких категорий: субстанцию, количество, качество, отношение, время, место, положение, обладание, действие, страдание.
Он уверен в полноте этой совокупности рубрик; но у него нельзя обнаружить определённого принципа для её выведения, и категории «обладания» и «положения» упоминаются только в «Категориях» и «Топике» и пропускаются в позднейших перечислениях. Но и из остальных категорий не все имеют одинаковое значение; важнейшими из них являются четыре первые и среди них — категория субстанции, к которой все остальные категории относятся как производное к первичному. Именно эта категория образует, по Аристотелю, существенный предмет «первой философии» или так называемой метафизики.