Анаксимандр


Этот выдающийся и влиятельный мыслитель был соотечественником Фалеса, и воззрения последнего не могли остаться ему неизвестными, даже если Фалес и не был его учителем в узком смысле слова. Он родился в 610/609 году до P. X. и умер вскоре после 547/546 годов (Diog. II, 1).

Выдаваясь среди своих современников своими математическими и географическими знаниями, он продолжил в самостоятельных исследованиях начатые Фалесом космологические изыскания; свои выводы он изложил в самостоятельном, уже рано потерянном сочинении, и он является древнейшим греческим прозаиком и первым философским писателем. Началом всего он признал «беспредельное» (arcsipov), то есть бесконечную массу вещества, из которой возникли все вещи и в которую они возвращаются после своей гибели, «платя друг другу пеню и кару за неправедность, в надлежащем порядке времени».

Под этим первовеществом, однако, он не мыслил ни один из позднейших четырёх элементов, ни вещество, промежуточное между воздухом и огнём или воздухом и водой, ни, наконец, такое смешение отдельных веществ, в котором последние пребывали бы в своём определённом, качественно-многообразном виде.

Напротив, не только из определённого свидетельства Феофраста (у Simpl. Phys. 27, 17 и сл., 154, 14 и сл. [DieIs, Doxogr. 479]), но и из суждений Аристотеля следует, что Анаксимандр либо решительно отличал своё «беспредельное» от всех определённых веществ, либо же — что более вероятно — совсем не высказался более определённо об его свойствах, но все же хотел обозначить этим понятием лишь то вещество, которое не обладает ни одним из отличительных качеств отдельных веществ.

Таким образом, его «беспредельное» (aneipov), которое он мыслил пространственно неограниченным (infinitum), стало для него вместе с тем внутренне или качественно неопределённым (indefinitum, dopiaxov). В пользу безграничности этого первовещества Анаксимандр приводил — правда, неосновательно — то соображение, что иначе оно исчерпалось бы при созидании вещей.

В качестве первовещества, беспредельное не возникало и не уничтожимо, и столь же вечно его движение. Последствием этого движения является «выделение» определённых веществ. Сначала отделились тёплое и холодное, из обоих возникло влажное; из последнего выделились Земля, воздух и огненная сфера, которая окружила Землю, как шарообразная скорлупа. Эта скорлупа лопнула и в ней образовались колёсообразные трубки, имеющие отверстия и заполненные огнём; трубки эти, движимые течениями воздуха, вращаются вокруг Земли в наклонно-горизонтальном направлении; огонь, который они изливают при вращении из своих отверстий и который постоянно восстановляется из земных испарений, объясняет также явление проносящихся по небу молний.

Это представление кажется нам, конечно, довольно странным; но в действительности оно есть первая известная нам попытка механически объяснить правильное движение звёзд наподобие позднейшей теории сфер. — Земля имеет форму цилиндра; благодаря тому, что она находится со всех сторон на одинаковом расстоянии от границ мира (который, следовательно, мыслится, по-видимому, в форме шара), она сохраняется в покое. Вначале она находилась в жидком состоянии, и при её постепенном высыхании на ней произошли живые существа; люди первоначально зародились в воде и были покрыты рыбообразной чешуёй; они покинули воду, лишь когда настолько подросли, что могли существовать на суше.

Заслуживающие доверия источники, которые берут начало от Феофраста, свидетельствуют, что Анаксимандр, в согласии с предпосылками своей космологии, принимал периодическую смену миротворения и мироразрушения и, в силу этого, безначальный и бесконечный ряд сменяющихся во времени миров; Шлейермахер без достаточного основания сомневается в достоверности этого предания. Напротив, представляется невероятным, чтобы Анаксимандр утверждал совместное существование бесчисленных миров в бесконечном пространстве.