Очерк истории греческой философии

Позднейшие приверженцы древ неионийской школы — Диоген

Вселенная Духа. История и философия эзотеризма в лицах. Древние цивилизации
Восточная философия
Путь в философию
Эмпиризм и субъективность. Критическая философия Канта. Бергсонизм. Спиноза
Иван Ильин. Собрание сочинений. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Том 1. Учение о Боге
Школа, которую основали милетские философы в шестом веке, встречается нам ещё и в пятом. Гиппон, который жил во второй трети пятого века, считал вместе с Фалесом воду или, точнее, влажное первовеществом мира; при этом он руководился прежде всего аналогией животной жизни, и считал также душу влажностью, возникшей из семени.

По его учению, из воды произошёл огонь, а из преодоления воды огнём — мир. К Анаксимену примыкал неизвестный в других отношениях идей, который объявлял воздух первовеществом; сообщаемые Аристотелем воззрения ближе всего подходят к его учению (ср. Dfels, «Vorsokr.» I, 327, 30).

Ещё в 430 г. Диоген из Аполлонии, который, согласно сообщению Феофраста (Doxogr. 477), эклектически примыкал одновременно к Анаксагору и Левкиппу, сделал попытку защитить монистический материализм Анаксимена против учения Анаксагора о мирообразующем духе; он доказывал, что воздуху присущи те свойства, которые Анаксагор считал возможным приписывать только духу.

А именно, с одной стороны, необходимо допустить единое общее вещество всех вещей, так как иначе не было бы возможно никакое смешение и взаимодействие вещей (это соображение Диоген, по-видимому, противопоставляет учениям Эмпедокла и Анаксагора); с другой стороны, именно это вещество должно быть также мыслящей и разумной сущностью, о чем свидетельствует отчасти его целесообразное распределение, отчасти и в особенности — жизнь и мышление людей и животных; и именно эти признаки соединены в воздухе.

Воздух все проникает и (в качестве души) создаёт в животных жизнь, движение, мышление. Поэтому, согласно Диогену, он есть не-возникшая, безграничная, разумная сущность, которая всем руководит и все упорядочивает. Все вещи суть только видоизменения воздуха. Точнее, изменения воздуха состоят (как учил Анаксимен) в разрежении и сгущении, или — что то же самое — в нагревании и охлаждении. Более плотное и тяжёлое опустилось вниз, более лёгкое поднялось кверху, и выделились две массы, из которых в дальнейшем процессе, в силу вращения, обусловленного теплом, возникла Земля и звёзды.

Из земной тины (вероятно под влиянием солнечной теплоты) произошли растения, животные и люди; душа живых существ состоит из воздуха, который хотя и не столь горяч, как воздух солнца, но значительно горячее атмосферного воздуха. Различные свойства этого воздуха определяют свойства различных видов живых существ.

Диоген пытался не без остроумия объяснить из своей теории явления телесной и душевной жизни, в особенности кровообращение (сохранилось его точное описание системы сосудов, деятельность органов чувств и мышление. Вместе с древними ионийцами и Гераклитом он также допускал бесконечный ряд сменяющихся во времени миров. Что его учение быстро распространилось в широких кругах, об этом свидетельствует его осмеяние в «Облаках» Аристофана.