Очерк истории греческой философии

Пифагорейская система — число и его элементы

Трансформация философии
Основы современной философии
Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма
Природа философии. Основы философии
Философия. Эстетика. Смех
Подобно тому, как практические стремления пифагорейцев были направлены на то, чтобы упорядочить человеческую жизнь и дать ей гармоническую форму, так и примыкающее к этим стремлениям мировоззрение, руководящие мысли которого, по-видимому, исходят от самого Пифагора, имеет в виду прежде всего порядок и гармонию, в силу которых совокупность вещей слита в прекрасное целое, в космос, и которые особенно отчётливо выступают в созвучии тонов и в правильном движении небесных тел.

В качестве математиков, пифагорейцы замечают, что эта гармония основана на том, что все в мире распределено в числовых отношениях: число, по Филолаю, делает скрытое познаваемым, властвует над божественными вещами (т. е. мирозданием) и над делами людей над музыкой и ремеслом, — и не допускает лжи. В этом смысле составлено по образцу чисел.

Но для их ещё неопытного реалистического мышления это положение тотчас же превращается в иное: число есть сущность вещей, все есть число и состоит из чисел; устранить лежащую здесь неясность и приписать пифагорейцам определённое различие между числами и распределёнными в числовом порядке вещами значило бы не понимать своеобразия их воззрений.

Числа бывают чётные и нечётные, и из этих частей составлю все отдельные числа. Нечётные числа суть те, которые полагают пр дел делению на два, чётные — те, в которых этого предела нет. Отсюда пифагорейцы заключают, что нечётное и чётное, или в более общей форме, ограничивающее и неограниченное суть основные составные части чисел и всех вещей, («вещи, из которых составлен космос»).

И так как ограниченное читалось у греков более совершенным, чем неограниченное и бесформенное, нечётное число — более счастливым, чем чётное, то с этим соединилась мысль, что противоположность между ограниченным и неограниченным, лучшим и худшим проникает все на свете; и был составлен (вероятно, только более поздними пифагорейцами) список десяти основных противоположностей, гласивший следующее:

1. Ограниченное и неограниченное.
2. Нечётное и чётное.
3. Единое и множественное.
4. Правое и левое.
5. Мужское и женское.
6. Покоющееся и движущееся.
7. Прямое и кривое.
8. Свет и тьма.
9. Добро и зло.
10. Квадрат и прямоугольник.

Ввиду этой антагонистичности последних основ необходим, однако, принцип, который соединял бы противоположное, и этот принцип есть гармония, как «единство многообразного и согласование двойственного». Поэтому, если все называется числом, то можно также сказать, что все есть гармония; при этом, однако, в силу господствовавшей в пифагорейской школе неясности мысли, самое конкретное отождествляется с самым общим, символ — с выражаемым им понятием; и потому пифагорейцы не отличали отчётливо гармонию в космическом смысле от музыкальной гармонии, и вместе с тем от октавы, которая также называлась «гармонией».