Очерк истории греческой философии

Школы Сократа; Ксенофонт, Эсхин

Лекции по средневековой философии. Выпуск 1. Средневековая христианская философия Запада
Крест Тайцзы (Спас Человечества). Том 1. Натурфилософия
Философия XX века
История средневековой еврейской философии
Современная европейская философия
Среди множества лиц, которых привлекала и пленяла дивна личность Сократа, большинство, вероятно, более понимало его нраственное величие и этическую ценность его речей, чем его научное значение.

Как представлялась Сократова философия с этой точки зрения и как она применялась к жизни, — это показывает Ксенофонт родился (согласно Аполлодору) около 440 г. или несколькими годами позднее и умер после 355 г.) Как ни почтенны практическая деятельность, религиозность и рыцарская натура этого человека, и как ни велики его заслуги в деле сохранения Сократова учения, — его понимание философского содержания этого учения представляется всё же ограниченным.

Сходным образом, по-видимому, Эсхин в своих сократических диалогах излагал учение своего наставника только с его практической и общедоступной стороны. Более философскими натурами, согласно описанию Платона, были фиванцы Симмий и Кебет, ученики Филолая; но об одном из них мы не знаем ничего более определённого; их сочинения уже Панэтий признавал подложными (или не заслуживающими доверия?); дошедшая до нас «Картина» Кебета, аллегорическое изложение стоической морали, во всяком случае подложна.

В качестве основателей философских школ нам известны, помимо Сократа, четыре ученика Сократа. Евклид, путём многообразного сочетания светских учений с сократовскими, основал мегарскую школу, а Феан — родственную ей элидскую; Антисфен, под влиянием эгианской софистики, основал киническуюшколу, Аристипп, под влиянием Протагора, — киренскую.