Очерк истории греческой философии

Новые пособия

Основы эзотерической философии
Лекции по средневековой философии. Выпуск 1. Средневековая христианская философия Запада
История средневековой еврейской философии
Иван Ильин. Собрание сочинений. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Том 1. Учение о Боге
Путь в философию
Из новых работ о греческой философии мы упомянем здесь лишь относящиеся к последним двух столетиям, и притом лишь те, которые либо имеют особое значение для истории нашей науки, либо же служат полезными пособиями для её изучения в настоящее время. Среди них, в качестве основополагающей работы, следует прежде прежде всего назвать «Historia critica philosophiae» Брукерa (Brucker, 1742 и сл.; древней философии посвящены т. 1 и 2), выдающееся учёное и критическое исследование, хотя точка зрения исторической оценки не возвышается над уровнем времени; наряду с ней соответственные отделы из «Bibliotheca Graeca» Фабрициуса (Fabricius, 1905 и сл., значительно дополненное издание Harless’a, 1790 и сл.).

В конце 18-го и в начале 19-го века история философии во всем её объёме была изложена в трёх обстоятельных работах: в «Geist der speculativen Philosophie» Тидемана (Tiedemann, 1791–97), в «Lehrbuch der Geschichte Philosophie» Буле (Buhle, 1796–1804) и в «Geschichte der Philosophie» Теннемана (Tennemann, 1798–1819; т. I, редактированный Wendt’oM, 1829). Каждая из этих работ имеет свою ценность; долее всех сохранила заслуженную репутацию работа Теннемана, несмотря на то, что её исторические суждения односторонне определяются точкой зрения Канта.

Наряду с ними следует отметить, как существенные для древней философии, труды Мейнерса (Meiners, «Geschichte der Wissenschaften in Griechenland und Rom» 1781 и сл.) и Филлеборна (Fiilleborn, «Beitrage», 1791 и сл.). Вскоре после этих работ стало обнаруживаться влияние послекантовской философии и нового духа, который проник в изучение классической древности. Шлейермахер своими исследованиями о различных греческих философах (Werke zur Philosophie, 2 и 3 т.т.), в особенности же своими введениями и примечаниями к переводу Платона («Platons Werke» 1804–1828), за которыми после его смерти последовала сжатая, полная своеобразных воззрений «История философии» («Geschichte der Philosophie», 1839, Werke, zur Philosophie т. 2 стр. 1), представил образец исторических исследований, более глубоко проникающих в своеобразие древних философов и внутренний механизм их мышления; такое же значение имел Бёк (Bockh) своими классическими трудами о филолае (1819) и Платоне (помимо других работ, опубликованных между 1807–1865 г. и напечатанных в т. 3 «Kleine Schriften», особенно «In Plat. Minoem», 1806; «Untersuchungen iiber das kosmische System der Plato», 1852).

Лекции Гегеля по истории философии (изданные после его смерти в 1833 и сл. 1840 и сл. в т. 13–15 «Собрания сочинений»), правда, подчёркивают несколько односторонне диалектическую необходимость возникновения позднейших учений из предшествовавших; но они имели большое значение для научного понимания и исторической оценки философских систем. К Шлейермахеру примыкают по своему общему направлению ценные труды Риттерa (Ritter, «Geschichte der Philosophie», т. 1–4, 1829 и сл., 1836 и сл.) и Брандиса (Brandis, «Handbuch der Geschichte der griechisch-romischen Philosophie», 3 части в 6 томах, 1835–1866).

Занять посредствующее место между учёным изысканием и умозрительным историческим пониманием, приобрести, на основании источников, с помощью критической проверки и исторического синтеза, понимание значения и связи единичных фактов — таковая задача, которую ставит себе моя «Греческая философия» (Е. Z е 11 е г, «Philosophie der Griechen», 1 изд. 1844–1852; 3 изд. 1869–1882; ч. 1, 5 изд. 1892; ч. Па, 4 изд. 1888; ч. III. 4 изд. 1903).

Более короткое изложение, с точки зрения школы Гербарта, дал Штрюмпелль (Striimpell, «Gesch. der theoretischen Philosophie der Griechen» 1854, «Gesch. der praktischen Philosophie d. Griechen», 1861). Изображение греческой философии в её связи со всеми другими областями жизни есть руководящая мысль работы Гомперца (Gomperz, «Griechische Denker», т. I: Die Vorsokratiker, 1896, 2 изд. 1903 (есть русск. пер.: Гомперц, Греческие мыслители, т. I. 1911, изд. Д. Е. Жуковского); т. И: Socrates und Platon, 1901, 2 изд. 1903; т. Ill: Aristoteles und seine Nachfolger, 1909). У Дёринга (Doring, «Gesch. d. griech. Philosophie» (2 т. 1903) античная философия по своему основному характеру рассматривается, как учение о благе.

Древнейшую философию до Платона рассматривает Кюнеман (Е. Kiinehmann, «Grundlehren der Philosophie», 1899), с неокантианской точки зрения — Кинкель (W. Kinkel, «Gesch. d. Phil.», Tl. I: «Von Thales bis auf die Sophisten», 1906). Среди негерманских учёных, содействовавших изучению греческой философии в новейшее время, следует особенно подчеркнуть имена Кузена (V. Cousin, 1792–1867; «Fragments philosophiques», «Introduction l’histoire de la philosophie» и «Histoire generate de la philosophie») и Грота (George Grote, 1794–1871; относящиеся сюда части его «History of Greece», в особенности т. VIII, «Plato» (1865) и незаконченный труд «Aristotle», 1872).

Для досократовского периода существенное значение имеют -работы Таннери (Tannery, «Pour l’histoire de la science hellene», 1887; есть русск. пер.: Таннери, «Первые шаги древнегреческой науки», СПБ. 1902; в приложении переведены избранные отрывки из древних философов) и Бёрнетa (I. Burnet, «Early greek philosophy» 1892).