Источники. История философии у древних


Среди источников, которым мы обязаны нашим знанием древней философии, первое место, в качестве непосредственных источников, занимают сохранившиеся сочинения философов и отрывки из их утраченных произведений, поскольку они подлинны. Поскольку можно определить происхождение и время составления неподлинных произведений, ими можно пользоваться как аутентичными свидетельствами о точке зрения и взглядах кругов, в которых они возникли. К косвенным источникам принадлежат, кроме самостоятельных исторических работ о личности, жизни и учениях философов, также все труды, в которых они попутно упоминаются.

Среди последних наиболее богатый материал дают, во-первых, компиляции, которые сохранили для нас отрывки из более древних писателей, как, напр., работы Афинея, Геллия и Элиана, («Подготовление к Евангелию») Евсевия (около 330 года по P. X.), четыре книги («Изборник изречений и наставлений») Иоанна Стобея (между 450 и 550 годами по P. X.), которые, поскольку они сохранились, разделяются в наших рукописях на «эклоги» и «Florilegium», и «Библиотека» Фотия (умер в 91 году); во-вторых же, такие научные работы, авторы которых для обоснования своих собственных мнений подробнее останавливаются на взглядах своих предшественников; этим приёмом впервые, насколько нам известно, широко пользовался Платон, и ещё гораздо более обстоятельно — Аристотель, позднее же ряд писателей, как Филодем, Цицерон, Сенека, Плутарх, Гален, Секст Эмпирик, Нумений, Лорфирий, Ямвлих, Прокл, Филон Александрийский и христианские учителя церкви, напр. Юстин, Ириней, Климент, Ориген, Ипполит, Тертуллиан, Августин, Феодорит и други.

Критическое обозрение учения своих предшественников, которое дал Аристотель в первой книге своей «Метафизики», послужило толчком к самостоятельной обработке истории философии, которую представил Феофраст в 18 книгах своих «Учений физиков» (называемых также «историей физики») и в многочисленных монографиях; тогда как Евдем исследовал историю арифметики, геометрии, астрономии и, быть может, также историю теологических идей. На «историю физики» Феофраста опираются, как показал Дильс (Diels, Doxographi Graeci, 1879), обзоры учений различных философов, которые дал Клитомах (около 120 г. до P. X.) в связи с написанной Карнеадом критикой философских систем и которые, по-видимому, составляли главный источник для позднейших скептиков; на то же сочинение Феофраста опирается и обработка («Мнений философов»), которая была составлена неизвестным автором, быть может, Посидонием, в первой половине I века до P. X. и которою пользовались уже Цицерон и Варрон.

Извлечение из этой книги в значительной мере сохранилось для нас в Псевдо-Плутарховых «Placita philosophorum» («Мнениях философов»), в эклогах Стобея и в (IV, 5 и сл.) Феодорита (ум. 457). Автором этого извлечения Феодорит признает Аэция; время его составления, по-видимому, приходится на первую треть 2-го века по P. X., время составления Плутарховых «Placita» — на середину того же века. Из сокращения Феофрастовых черпал, по-видимому, около 150 года по P. X., автор Псевдо-Плутарховых и из подобных же извлечений черпали два доксографа, использованные Ипполитом («Опровержение ересей»), книга I, прежде называвшиеся «Philosophumena» Оригена и Диоген Лаэрций.

Дальнейшие следы этой литературы можно найти у отцов церкви Иринея (около 190 года), Климента (около 200 года), Евсевия (умер около 340), Епифания (ум. 403), Августина (ум. 430); последние, одноимённый труд Сосикрата следует, по-видимому, отнести к эпохе Цицерона. К академической школе принадлежал Аристипп (около 210 года до P. X.), который писал («О физиологах»); из этой же школы произошёл труд Клитомаха («О философских школах»), быть может, тождественный с упомянутым на стр. 24 произведением.

Из стоической школы вышел Эратосфен (284–204), знаменитый учёный, хронологические определения которого имели значение и для истории философии; к нему во многих отношениях примыкал его товарищ по школе Аполлодор (около 140 года до P. X.) в своих «Хрониках», — богатом источнике для позднейших писателей (отрывки из них собраны F. Jacobi, 1902); напротив, остаётся спорным, в какой мере носили исторический характер работы Клеанфа и Сфера об отдельных философах и сочинение Панэтия о философских школах.

Эпикур также, по-видимому, в своих суждениях о прежних философах был чужд историческим задачам; из его школы нам известны некоторые работы, ставившие себе эти задачи: не заслуживающее доверия сочинение Идоменея (около 270 года до P. X.) о последователях Сократа, («Сводка учений») и жизнь Эпикура, написанные Аполлодором (около 120 года до P. X.), («Порядок философов») Филодема (около 50 года до P. X.), из которой, по-видимому, заимствованы два найденных в Геркулануме списка академических и стоических философов. Младшими современниками Филодема являются магнесийцы Деметрий и Диокл, из которых первый писал об одноимённых лицах, и стоик Аполлоний Тирский, которому приписывается биография Зенона; немного старше их Александр Полигистор, который написал историю философских школ и объяснение пифагорейских символов.

Начиная с 1-го века нашей эры неоднократно излагались в неопифагорейской школе жизнь и учение Пифагора, но некритически и без исторического понимания: так, в 60–80 годах по P. X. Модератом и Аполлонием Тианским, около 130 года — Никомахом. Много указаний по истории философии дают сочинения Фаворина; отрывки из критического обзора философских систем, составленного перипатетиком Аристоклом (около 180 года до P. X.), сохранились у Евсевия.