Из новых работ о греческой философии мы упомянем здесь лишь относящиеся к последним двух столетиям, и притом лишь те, которые либо имеют особое значение для истории нашей науки, либо же служат полезными пособиями для её изучения в настоящее время. Среди них, в качестве основополагающей работы, следует прежде прежде всего назвать «Historia critica philosophiae» Брукерa (Brucker, 1 742 и сл.; древней философии посвящены том 1 и 2), выдающееся учёное и критическое исследование, хотя точка зрения исторической оценки не возвышается над уровнем времени; наряду с ней соответственные отделы из «Bibliotheca Graeca» Фабрициуса (Fabricius, 1905 и сл., значительно дополненное издание Harless’a, 1790 и сл.).
В конце 18-го и в начале 19-го века история философии во всем её объёме была изложена в трёх обстоятельных работах: в «Geist der speculativen Philosophie» Тидемана (Tiedemann, 1791–97), в «Lehrbuch der Geschichte Philosophie» Буле (Buhle, 1796–1804) и в «Geschichte der Philosophie» Теннемана (Tennemann, 1798–1819; т. I, редактированный Wendt’oM, 1829). Каждая из этих работ имеет свою ценность; долее всех сохранила заслуженную репутацию работа Теннемана, несмотря на то, что её исторические суждения односторонне определяются точкой зрения Канта.
Наряду с ними следует отметить, как существенные для древней философии, труды Мейнерса (Meiners, «Geschichte der Wissenschaften in Griechenland und Rom» 1781 и сл.) и Филлеборна (Fiilleborn, «Beitrage», 1791 и сл.). Вскоре после этих работ стало обнаруживаться влияние послекантовской философии и нового духа, который проник в изучение классической древности. Шлейермахер своими исследованиями о различных греческих философах (Werke zur Philosophie, 2 и 3 т.т.), в особенности же своими введениями и примечаниями к переводу Платона («Platons Werke» 1804–1828), за которыми после его смерти последовала сжатая, полная своеобразных воззрений «История философии» («Geschichte der Philosophie», 1839, Werke, zur Philosophie т. 2 стр. 1), представил образец исторических исследований, более глубоко проникающих в своеобразие древних философов и внутренний механизм их мышления; такое же значение имел Бёк (Bockh) своими классическими трудами о филолае (1819) и Платоне (помимо других работ, опубликованных между 1807–1865 г. и напечатанных в т. 3 «Kleine Schriften», особенно «In Plat. Minoem», 1806; «Untersuchungen iiber das kosmische System der Plato», 1852).
Лекции Гегеля по истории философии (изданные после его смерти в 1833 и сл. 1840 и сл. в т. 13–15 «Собрания сочинений»), правда, подчёркивают несколько односторонне диалектическую необходимость возникновения позднейших учений из предшествовавших; но они имели большое значение для научного понимания и исторической оценки философских систем. К Шлейермахеру примыкают по своему общему направлению ценные труды Риттерa (Ritter, «Geschichte der Philosophie», т. 1–4, 1829 и сл., 1836 и сл.) и Брандиса (Brandis, «Handbuch der Geschichte der griechisch-romischen Philosophie», 3 части в 6 томах, 1835–1866).
Занять посредствующее место между учёным изысканием и умозрительным историческим пониманием, приобрести, на основании источников, с помощью критической проверки и исторического синтеза, понимание значения и связи единичных фактов — таковая задача, которую ставит себе моя «Греческая философия» (Е. Z е 11 е г, «Philosophie der Griechen», 1 изд. 1844–1852; 3 изд. 1869–1882; ч. 1, 5 изд. 1892; ч. Па, 4 изд. 1888; ч. III. 4 изд. 1903).
Более короткое изложение, с точки зрения школы Гербарта, дал Штрюмпелль (Striimpell, «Gesch. der theoretischen Philosophie der Griechen» 1854, «Gesch. der praktischen Philosophie d. Griechen», 1861). Изображение греческой философии в её связи со всеми другими областями жизни есть руководящая мысль работы Гомперца (Gomperz, «Griechische Denker», т. I: Die Vorsokratiker, 1896, 2 изд. 1903 (есть русск. пер.: Гомперц, Греческие мыслители, т. I. 1911, изд. Д. Е. Жуковского); т. И: Socrates und Platon, 1901, 2 изд. 1903; т. Ill: Aristoteles und seine Nachfolger, 1909). У Дёринга (Doring, «Gesch. d. griech. Philosophie» (2 т. 1903) античная философия по своему основному характеру рассматривается, как учение о благе.
Древнейшую философию до Платона рассматривает Кюнеман (Е. Kiinehmann, «Grundlehren der Philosophie», 1899), с неокантианской точки зрения — Кинкель (W. Kinkel, «Gesch. d. Phil.», Tl. I: «Von Thales bis auf die Sophisten», 1906). Среди негерманских учёных, содействовавших изучению греческой философии в новейшее время, следует особенно подчеркнуть имена Кузена (V. Cousin, 1792–1867; «Fragments philosophiques», «Introduction l’histoire de la philosophie» и «Histoire generate de la philosophie») и Грота (George Grote, 1794–1871; относящиеся сюда части его «History of Greece», в особенности т. VIII, «Plato» (1865) и незаконченный труд «Aristotle», 1872).
Для досократовского периода существенное значение имеют работы Таннери (Tannery, «Pour l’histoire de la science hellene», 1887; есть русск. пер.: Таннери, «Первые шаги древнегреческой науки», СПБ. 1902; в приложении переведены избранные отрывки из древних философов) и Бёрнетa (I. Burnet, «Early greek philosophy» 1892).