Школы Сократа; Ксенофонт, Эсхин


Среди множества лиц, которых привлекала и пленяла дивна личность Сократа, большинство, вероятно, более понимало его нраственное величие и этическую ценность его речей, чем его научное значение.

Как представлялась Сократова философия с этой точки зрения и как она применялась к жизни, — это показывает Ксенофонт родился (согласно Аполлодору) около 440 года или несколькими годами позднее и умер после 355 года). Как ни почтенны практическая деятельность, религиозность и рыцарская натура этого человека, и как ни велики его заслуги в деле сохранения Сократова учения, — его понимание философского содержания этого учения представляется всё же ограниченным.

Сходным образом, по-видимому, Эсхин в своих сократических диалогах излагал учение своего наставника только с его практической и общедоступной стороны. Более философскими натурами, согласно описанию Платона, были фиванцы Симмий и Кебет, ученики Филолая; но об одном из них мы не знаем ничего более определённого; их сочинения уже Панэтий признавал подложными (или не заслуживающими доверия?); дошедшая до нас «Картина» Кебета, аллегорическое изложение стоической морали, во всяком случае подложна.

В качестве основателей философских школ нам известны, помимо Сократа, четыре ученика Сократа. Евклид, путём многообразного сочетания светских учений с сократовскими, основал мегарскую школу, а Феан — родственную ей элидскую; Антисфен, под влиянием эгианской софистики, основал киническуюшколу, Аристипп, под влиянием Протагора, — киренскую.